Гиперактивный ребёнок. Признаки СДВГ.
Большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста очень подвижны. Но не каждый непоседливый, активный малыш — гиперактивный ребёнок. Каковы признаки этого патологического состояния?
Общие критерии диагностики СДВГ.
1.Начало симптомов гиперкинетического состояния в возрасте младше
7 лет.
2.Признаки СДВГ наблюдаются не менее 6 месяцев.
3.Признаки СДВГ проявляются в нескольких (как минимум в двух) социальных сферах (дома, в гостях, в детском саду, в школе).
- Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности (СДВГ) или гиперкинетический хронический мозговой синдром – это форма Минимально-Мозговой Дисфункции (ММД).
- ММД – сборная группа патологических состояний нервной системы.
Окончательный диагноз ММД выставляет врач-невролог после полномасштабного обследования гиперактивного ребёнка.
Признаки ММД
/обязательные инструментальные исследования/
- МРТ-диагностика (магнитно-резонансная томография) выполняется на аппарате, мощностью ≥1,5 Тесла.
— Выявляются признаки органических изменений различных структур головного мозга.
- ПЭТ — позитронно-эмиссионная томография головного мозга.
— Выявляются признаки функциональной недостаточности работы нервных клеток в определённых участках головного мозга (в частности: в лобных долях, в стволовых структурах головного мозга и др.).
Причины развития ММД.
— Генетическая предрасположенность.
— Нарушение внутриутробного развития плода по неясным причинам.
— Патологическое протекание беременности — влияние стресса, алкоголя, курения, инфекций, вирусов на организм матери; токсикозы; угрозы прерывания беременности; резус-группа-конфликтные ситуации и т.п.
— Хроническая гипоксия плода (по причине нездоровья матери, из-за неполноценности плаценты и т.п.)
— Гипоксия плода во время родов, родовая травма.
- ЭЭГ – электро-энцефалография головного мозга.
— Выявляются признаки ММД определённых участков мозга.
Степень выраженности ММД очень разнообразна. Встречаются лёгкие, труднодиагностируемые формы этой патологии. У детей раннего возраста чаще обнаруживаются неврологические нарушения. В старшем возрасте ведущее место занимают нарушения в поведении и трудности в обучении ребёнка.
Гиперактивный ребёнок. Признаки ММД у детей различных возрастных групп.
- От 0 до 1 года:
— Повышенная возбудимость (ребёнок вздрагивает при малейшем шуме), двигательное беспокойство.
— Нарушение сна (плохо засыпает, не просыпается к кормлению).
— Снижен аппетит (плохо сосёт грудь), нарушения в работе ЖКТ (поносы, запоры, срыгивания, рвота).
— Повышен мышечный тонус.
— Иногда наблюдается угнетение безусловных рефлексов, расстройство черепно-мозговой иннервации (непостоянное косоглазие, горизонтальный нистагм – дрожание, ритмичные быстрые колебания глазных яблок).
— Нарушения (задержка, опережение) темпа психомоторного развития.
- От 1 года до 3-х лет.
— Высокая возбудимость и двигательное беспокойство.
— Нарушение аппетита, слабая прибавка веса.
— Дети плохо засыпают. Сон поверхностный. Часто просыпаются, при этом кричат.
— На втором году жизни – отстают в речевом развитии.
— К трём годам – выражена моторная неловкость. Дети плохо справляются с работой, связанной с тонкой моторикой (рисовать, собирать мозаику, завязывать шнурки, узелки и т.п.)
— Трудно развиваются навыки самообслуживания.
— Дети демонстрируют «гиперкинетическое» поведение: быстро устают (истощаются) от однообразного занятия, отвлекаются от игры. Не умеют ограничивать свои желания, упрямы.
- Дошкольный возраст (от 3-х до 7-и лет).
— Остаётся выражена моторная неловкость – трудности в овладении рисованием, лепкой, письмом.
— Очевидно нарушение концентрации внимания (отвлекаемость) и восприятия нового материала.
— Трудности в формировании навыков интеллектуального развития, речи (требуется помощь логопеда).
- Младший школьный возраст.
— Остаются трудности в освоении письма, чтения, счёта.
— Моторная неловкость сочетается с недостатком тонкой моторики пальцев, отсюда — плохой почерк.
— Иногда: нарушение речи – несвязная речь, плохое (медленное) чтение. Детям трудно формулировать длинные фразы, они не выговаривают (глотают) некоторые звуки.
— Не проявляют готовность к обучению в школе (ленивы, избегают занятий, не стремятся получать хорошие отметки).
— Характерные черты характера: наивность, непосредственность в поведении, слабо развиты волевые качества.
— Склонны к двигательной расторможенности. Быстро устают, работоспособность низкая.
- Старший школьный возраст.
— В период возрастных кризов могут проявляться (усиливаться) психопатологические нарушения поведения, готовность к асоциальным поступкам.
— Характерно инфантильное поведение.
— Остаются трудности в обучении.
Гиперактивный ребёнок. Признаки, характерные для поведения ребёнка с ММД (СДВГ) по протоколу Ассоциации психиатров США.
/Любые 8 признаков из 14 могут служить поводом для подозрения у ребенка ММД/.
1. Ребёнок постоянно совершает какие-то движения (ёрзает на стуле, что-то перебирает руками, притопывает ногами, почёсывается и т.п.)
2. Не может выдержать спокойное поведение в необходимый промежуток времени (школьный урок, ожидание в очереди и т.п.).
3. Легко отвлекается от основного занятия на любой внешний раздражитель.
4. Быстро устаёт от монотонной работы (не может дождаться перемены, окончания игры и т.п.).
5. Импульсивен в поведении — начинает отвечать, не дослушав вопрос; поднимает руку (на уроке) не зная ответа; выкрикивает с места и т.п.
6. Испытывает трудности в выполнении образовательных заданий, не может усвоить (запомнить) алгоритм решения.
7. Не может длительно концентрировать внимание на одном действии (отвлекаемость).
8. Не завершив одного дела, переходит к другому.
9. Не может контролировать своё поведение во время игры — кричит, шумит, не соблюдает правила.
10. Навязчиво болтлив.
11. Не способен вести равноценный диалог – перебивает собеседника, «встревает» в чужой разговор.
12. Не обращает внимания («не слышит») на обращения к нему, игнорирует замечания, просьбы и т.п.
13. Забывчив, рассеян (часто теряет, забывает свои вещи).
14. Склонен к необдуманным, импульсивным, опасным для себя действиям — выбегает на проезжую часть, прыгает с высоты, влезает на высокие строения, хватает острые предметы и т.п.
После полного обследования ребёнка невролог поставил ему диагноз СДВГ? Игнорировать эту проблему нельзя.
Читайте так же: Гиперактивный ребёнок. Особенности воспитания.Если вовремя провести верное, поэтапное, коррекционное лечение, то гиперактивный ребёнок (с признаками ММД) будет находиться в состоянии стойкой, длительной ремиссии, не будет отличаться от своих здоровых сверстников и сможет вырасти счастливым, реализованным человеком.
Комментариев нет